На днях на «Vласти» вышел материал, посвященный поколению «неформалов» Алматы, выросших в 90-е. Он вызвал неоднозначную реакцию: для кого-то это стало поводом удариться в ностальгию, другие отметили низкий уровень осведомленности автора в предмете разговора, общую сумбурность повествования и странный подбор людей для дискуссии. Так вышло, что одним из интервьюируемых был я – за пару недель до этого журналист «Vласти» связался со мной и попросил ответить на несколько вопросов. Что я и сделал – но в итоговый текст вошло не больше 3% от сказанного мной. Поэтому здесь (а поскольку это все же мой блог, то что хочу, то и делаю, ха) я публикую полную версию вопросов и ответов – получилась эдакая исповедь участника всего этого движа и непосредственного организатора многих тусовок.

Герб нашей тусовки того времени. Он же флаг

Вы, как группа организаторов, стали центром притяжения не только для многих играющих на тот момент музыкальных команд, но и людей 1990-95 годов, которые были существенной частью посетителей ваших вечеринок. Почему вы этим занималось и что притягивало вас в этой работе? Вы были единственными или группа легко организовывалась сама?

Центром притяжения в то время был скорее форум 310.kz — социальных сетей поначалу не было или о них мало кто знал, так что все тусили там. Это потом появились встречи ВКонтакте, а тусовки 2004-2007 начинались на 310 — организаторы выкладывали информацию и афишу, музыканты троллили друг друга, а слушатели писали развернутые мнения о том, что им удалось услышать, увидеть и испытать.

Это было интересно — и в какой-то момент нам тоже захотелось попробовать. Я уже точно не помню, где и как познакомился с ребятами, с которыми мы все начали — но помню, что первое мероприятие состоялось в кафе Buggalow Music на Арбате. У нас тогда толком не было ни аппарата, ни понимания организации, да и умения играть тоже (а мы там еще пытались выступать). Но, тем не менее, в тот вечер собралось порядка 120-140 человек при том, что вместимость помещения — 50.

Наверное все же стоило начать с того, что у нас была музыкальная группа. И одна из основных причин, почему мы её затеяли — мы хотели играть и нам нужна была публика. И тут выяснилось, что все просто! Главное — затянуть в лайн-ап пару команд, которых уже кто-то знает и которые (в отличие от вас) умеют играть. Так что, если вкратце — вся эта деятельность началась из-за тщеславия, музыкальных амбиций и желания быть в этой тусовке и что-то для нее значить. А денег там никогда особо не было, так что назвать это работой сложно. Мы просто тусовались.

2008 год, день рождения на старой «Жести»

Что на тот момент характеризовало то поколение 90-95-х годов – какие черты были свойственны им и чем они отличались от предыдущих поколений музыкантов и слушателей? 

Пожалуй, всему нашему поколению была свойственна некоторая беспечность. Возможно, это связано с тем, что мы выросли в относительно стабильный период, а может — это просто естественно не задумываться о завтрашнем дне в возрасте 14-18 лет. Поначалу мы смотрели на старшее поколение музыкантов с неким благоговением, но потом границы стерлись (ведь все вместе играли, тусили, заваливались на вписки) — да и разница в возрасте с каждым годом становилась меньше. Сейчас, например, уже сложно сказать, кто к какой тусовке «принадлежал», так как кажется, что мы всегда друг друга знали.

Open Air 2010 в «Электроне»

Я не был на концертах в 90-х, так как был еще слишком мал, так что мне запомнился именно период 2006-2008: он характеризовался самыми дикими, шумными и людными вечеринками. Мы как-то раз собрали в бывшем клубе Grand Opera 1200 человек — и это только по билетам, не считая халявщиков! Разгонять гиг приехало 8 «бобиков», не знаю, сколько патрульных машин и отряд СОБРа. Тогда все хотели играть музыку — а если не умели, то хотя бы принадлежать к какой-то музыкальной тусовке. А потом у всех появились возможности (а как говорит один мой товарищ – «ненавижу возможности»): быстрый интернет, работа, деньги, поездки за границу, новые знакомства, новая музыка, личная жизнь. И все в итоге поняли, что весь этот трэш и угар — интересно, конечно, но нужно становиться «взрослее». И так все умерло.

Тот самый Хэллоуин в Moby Dick

Снаружи людей было еще больше

В какой среде они формировались? Что из культурных продуктов – музыки, фильмов, книг и другого – влияло на них и что их объединяло?

Сложно ответить однозначно, так как у каждого человека была своя предыстория появления в «тусовке», но, как уже говорилось — многие знакомства и отношения начинались с 310. Конкретно наше поколение во многом обязано еще «тому» MTV, «тому» А1. Мы были т.н. «альтернативщиками» или хотя бы старались ими казаться — в то время все слушали Blink 182, Linkin Park, System of a Dawn, Rammstein, Papa Roach, Jane Air и так далее. Потом вкусы и предпочтения начали меняться (хоть и не у всех) — как я уже говорил, появились новые возможности, да и в целом многие «выросли» из этого, но это уже другая история. Тут я чаще всего говорю о периоде 2005-2009, т.к. именно тогда для многих все началось — ну и в силу ряда факторов это был самый интересный период. Не зря же в России есть мем про «верни мне мой 2007» — вот у нас тоже самое, только с 2009.

2011, новая «Жесть», еще все хорошо

Естественно, мы смотрели фильмы и читали книги — но сейчас не смогу ответить, кто, когда и какие. Основным сплочающим фактором для нас была музыка — ну и алкоголь, разумеется. Не нужно забывать, что все были подростками — и для счастья было нужно немного: попасть на гиг, потусить (а еще лучше — сыграть), выпить, познакомиться с кем-нибудь и пойти на вписку (в идеале) — или в парк, на реку, гулять по городу.

Типичная вписка

Какие места (клубы, бары и т.д.) притягивали их, в чем была особенность каждого из них? 

Самым культовым местом того периода был бар SPORT на центральном стадионе — там начиналась и заканчивалась почти каждая пятница и суббота. Причины были простыми: играла «та самая музыка» (хотя вот сейчас я задумался — мы ходили туда потому, что она нам нравилась, или она начала нам нравится потому, что мы туда ходили?), знакомые лица и «спорт-набор» (водка, кола и пять стаканчиков) за 800 тенге. Много времени было проведено в старой «Жести» (которая по другую сторону того же стадиона) — но больше на её ступеньках, чем внутри. Еще — Grand Opera, она же «Точка», «Камелот», Moby Dick и Dub Club (к открытию и работе которого мы имели непосредственное отношение), чуть позже — Retrospective Bar. Часто тусили в баре «Репортер» и «Сталкер», а также просто в парках (на новой и старой площади, Ганди), в Ботаническом саду. Ключевыми факторами были низкие цены (никто ведь толком не работал еще) и, опять же, музыка. Но первое всегда превалировало над вторым.

Summer Punk Party в старой «Жести»

Что происходило на ваших вечеринках? Что находили в них люди этого возраста, и что долгое время удерживало их внимание? 

Если говорить о наших концертах и вечеринках, то мы всегда старались привозить какие-то новые команды из других городов и стран — во-первых, чтобы разнообразить лайн-ап, во-вторых, чтобы затусить с новыми людьми. Чаще всего выходило так, что все деньги со входа шли на привоз команды, так что мы, как организаторы, ничего не зарабатывали или даже влетали в минус. Но в целом оно того стоило — с тех пор осталось море воспоминаний: веселых, грустных и странных, но представить без них «молодость» — значит, оторвать от неё значимый кусок. Имели место и меркантильные соображения: если ты привозил кого-то в свой город, то хорошим тоном считалось ответить обратным приглашением. Так и катались друг к другу.

Zombie Fest Open Air 2011

Zombie Fest Open Air 2011

На самих вечеринках происходило то же, что и всегда: музыка, пьянство и моральное разложение. Чуть позже, когда прошел «альтернативный» период и мы больше ушли в панк-хардкор, к этому прибавилась и некая идейная составляющая: стали привозить не абы какие команды, а углубились в один жанр, пытались сделать местное дистро (что-то вроде DIY музыкального лейбла), проводить акции Food Not Bombs, организовывать собственные опен эйр фестивали. Но это уже новая история, с которой и пошел «раскол» — или, если посмотреть с другой стороны, это естественный процесс — чем ты старше, тем меньше у тебя друзей и знакомых. Все разбредаются по «клубам интересов» — и тебе лишь нужно выбрать свое болото из представленных вариантов.

Гиг в Караганде в 2011

В какой момент и почему музыкальное сообщество раздробилось и перестало быть активным, как прежде? Это произошло из-за личных причин каждого участника, конфликта внутри сообщества или были какие-то внешние причины, вроде проблем с полицией или экономического кризиса, из-за которого все клубы, формирующие необходимую среду, начали испытывать проблемы с деньгами?

Никто точно не знает, почему все угасло и перестало быть интересным — хотя обсуждалась эта тема неоднократно. Но я могу высказать свои предположения. Внешние причины заключаются в том, что не стало большинства заведений, в которых можно было что-то устраивать и где можно было играть: SPORT, старая «Жесть», Dub Club, Buggalow Music, Retrospective Bar, Дом Кино — это все список почивших (или сейчас эти заведения сменили формат). Дело в том. что зарабатывать на роке в Казахстане сложно — это очень узкий сегмент и тебе нужно либо работать с людьми, у которых вечно нет денег, либо переквалифицироваться в кабак с каверами на Цоя и Led Zeppelin — что почти все и выбрали. Так что основная внешняя причина — командам негде играть, а значит, незачем вообще начинать. Ну, если ты не хочешь собрать очередной кавер-бэнд, разумеется.

Внутренняя причина — в том, что все выросли и обросли обязанностями, семьями, кредитами. У многих не хватает времени на то, чтобы что-то играть, у других — запала. Кто-то просто перестал слушать весь этот рок, панк и около и ударился в синтипоп. Тем, кто пришел за нами, все это уже не интересно — они этого не видели, не слышали и не чувствовали то, что было у нас — так что их интересы формируют паблики ВКонтакте и та тусовка, что обитает в «выживших» заведениях а ля «Чукотка», ТСБ, Pink Pong и так далее. Что касается организации — то я помню переломный момент лично для меня: мы привозили известную московскую хардкор команду What We Feel. Сотни репостов — и 45 человек на концерте, из которых 20 приехали из Караганды ради этого. И дело не в том, что мы неплохо влетели по деньгам — просто тогда я понял, что больше это никому кроме нас не нужно. И тогда зачем что-то делать? Из альтруизма или желания развивать сцену?

Retrospective Bar после гига «Взрывных Устройств»

Такой период был, но если люди не хотят развиваться сами, то ничего не поможет. С тех пор лично я все забросил — иногда, если бывают свободные деньги и время, мы можем раз в год привезти кого-то «для себя» и просто потусить, не заботясь о том, отобьется мероприятие или нет. Как сказал другой мой товарищ – «мне проще раз в год купить себе билет на европейский фестиваль и услышать все любимые банды оптом, чем рвать себе жопу тут, чтобы что-то начало происходить». И это, в целом, универсальная формула для Казахстана.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир